Пользовательского поиска

История Heavy Metall


Начало истории

Известно, что вся современная тяжелая гитарная музыка вышла из рок-н-ролла и блюза. Однако первоначально на электрогитаре не использовали никаких эффектов. Она должна была просто звучать ярче и сильнее, чем обычная акустика. Но уже в 30-х гг. некоторые блюзмены использовали легкие искажения звука, правда это не имело ничего общего с фузовым звучанием 70-х.
Однако затем музыканты-гитаристы стали больше экспериментировать со звучанием. В 60-х это приобрело характер мании. Но даже эффект "дисторшн", который звучит на пластинках таких групп как The Beatles и The Doors не придавал музыке той тяжести, которая слышна уже на пластинках семидесятников. И тем не менее гитара уже вовсю была лидирующим инструментом, затмевая порой вокальные партии.
Характер игры стал проще, большое внимание стали уделять ритм-секции. В моду вошли знаменитые риффы. Эти мелодические линии зачастую игрались сразу в несколько инструментов: гитары, бас, орган. Яркий тому пример — группы Deep PurpleLed ZeppelinJimi Hendrix. По сути они и открыли дорогу такому музыкальному направлению как Heavy Metal. Постепенно в группах стало популярным использовать не одну гитару а две и больше.

1970-е

На протяжении семидесятых годов звучание хард-рока еще более усиливалось, ускорялось и утяжелялось. Кроме того появился элемент театрализованности. Его привнесли такие группы как KissAC/DCBlack Sabbath. Вовсю используются костюмы, гримм и даже постановка некоторых элементов шоу.
Хотя музыка групп вроде тех, которые перечислены выше, была не всегда тяжелой, тем не менее это был самый настоящий Хэви-Метал, приобредший черты Глэма (Glam Metal). За музыкой окончательно закрепились мрачные краски, символы смерти и демонизма.
К концу 1970-х в моду вошло новое направление — панк-рок. Хотя ранний его этап быстро прошел. Стиль отличался рок-н-рольной мягкостью. Хард-рок же стал еще быстрее, еще агрессивнее и еще более насыщенне. Кстати между делом стоит заметить, что Heavy Metal и Hard Rock — это практически одно и то же. На Западе, где все это собственно и развивалось, популярнее был термин Heavy Metal. Им крестили даже такие глэм-команды как Kiss.
Основные страны, в которых на всем протяжении 1970-х развивалось это музыкальное направление - Британия и следом за ней Америка. И еще: в отличие от песен 1960-х в данный период в роке более ценным моментом была именно музыка.

1980-е

Новая волна тяжелого метала появилась в начале 80-х. Яркие тому примеры - альбом группы Accept Im Rebel (1979) или альбом Judas Priest British Steel (1980). Эта волна распространилась в разные страны и охватила весь мир. Из Англии зажигали такие группы как Iron Maiden и Motorhead; из Америки — Twisted Sister и Manowar; из Германии — Scorpions и Accept; из Франции — Trust. Даже в советской России нашлись свои наследники — АрияЧерный Обелиск.
Однако некоторые из вышеназванных групп имели свое начало еще в 70-х, поэтому их музыку часто еще называют "Хард-эн-Хэви", подразумевая, что подлинно Метал все же появился в 80-х. В этот же период появляются и альтернативные направления. Новая волна панк-рока, более тяжелого и зариффованного (группа The Exploted). Новая волна британского тяжелого метала, более четкого и стремительно быстрого (группа Diamond Head). От последнего берет начало знаменитая Metalica. То, что они играли называлось Trash Metal или Speed Metal. Это заметно отличалось от их недалеких предшественников.
Итак, мы видим, что в тяжелом метале начинают появляться альтернативные веточки, новые направления, заканчивающиеся знаменательным словом Metal.




История развития 
Хард-рок зародился в Великобритании в конце 1960-х. В музыке таких классиков рока, как Rolling StonesThe Who и даже The Beatles начали появляться более быстрые и тяжёлые композиции. Но наибольшего развития хард-рок достиг в начале-середине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin,Deep Purple , Black Sabbath . В хард-роке впервые главную роль начинает играть гитара и гитарист, вся композиция строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок дал миру таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Вообще этот стиль стал более мрачным воплощением традиционных блюзовых тем. Влияние на развитие стиля также оказали прогрессив-рок группы, в основном это  Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их длительными и непростыми гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хэви-метал», которым просто сначала обозвали  самые громкие хард-рок группы и до появления «новой волны» британского металла, названия использовались критиками как  взаимозаменяемые. 

хэви-метал
Появившись в начале и середине 1970-х, металл прошел длинный путь развития и разветвления. Возникнув в 70-х как единый стиль (хэви-метал), метал достиг пика популярности в 80-е, после чего породил более агресивные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережил  смешение с другими стилями музыки. На сегодня насчитывается более десятка основных его поджанров, и еще больше — смешанных и региональных разновидностей. 

1970—1980-е: Традиционный метал
 хард рок,хэви метал
Black Sabbath , создатели хэви-метал: гитарист Тони Айомми и вокалист Оззи Осборн

 Точной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал, критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н. «хард-н-хэви»). В середине 70-х в музыке хард-рок групп, таких как Black Sabbath ,Rainbow и Deep Purple , появились более быстрые сложные и агрессивные композиции, основанные на гитарном риффе.Эти группы и получили одними из первых ярлык «металлических», хотя сами музыканты зачастую от него открещивались.
Эта музыкальная стилистика получила развитие в движении «Новой волны британского Хэви-метал» (NWoBHM), чьи представители —Judas PriestIron Maiden,Saxon — создали узнаваемое звучание,  которое сегодня называют хэви-метал. Группы «НВоБХМ» играли более быструю музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом. Они отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипом. Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в том же направлении.
Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в течение 80-х. Появилось большое количество не англоязычных групп. В ФРГ это были Accept,в США Manowar  ,в России Ария .
Подстиль Глэм-метал (или хэйр-метал, «металл волосатых») появился в США как продолжение глэм-рока с более тяжелым звучанием. Он отличался от хард-н-хэви не столько техникой исполнения, сколько экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более мирными текстами песен — о любви и сексе. Его прародителями стали Kiss, Motley Crue, Twisted Sister. 

Трэш-метал
В начале 80-х в Америке появились ряд групп —MegadethMetallicaSlayerAnthrax — исполнявших новую, более тяжёлую и ритмичную разновидность металла, которая получила название Трэш-ме́тал (thrash — «молотить») Этот жанр близок к спид-металлу, с явным влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое звучание и исполняется на высокой скорости. Основой для трэш-метал стало отрывистое звучание барабанов и бас-гитары, что и послужило причиной названия. Независимо от Америки, в Германии благодаря группам Kreator и Sodom развился свой стиль трэш-метал с некоторыми отличиями. 
Трэш-метал стал для своего времени прорывом в тяжёлой музыке и значительно повлиял на дальнейшее её развитие, дав возможность для появления экстремальных жанров, таких как дэт-метал и трэш-метал. В рамках трэш-метал возник экстремальный подвид грув-метал (или «энгри-метал»), представляющий собой более медленный, ритмичный и тяжелый трэш с более жестким вокалом и влиянием хардкор-панка.Pantera и Sepultúra добились в нем наибольшей известности. 

Спид-метал и Пауэр-метал
Жанр спид-метала поначалу был неотделим от трэш-метала, и критики практически не разделяли их. Спид-метал находится на грани традиционного хэви, трэш-метал и более позднего пауэр-метал. Название speed (скорость) жанр получил от быстрой манеры игры . Вокал и ритм спид-метал близки к трэшу, однако композиции намного более мелодичны. Для спида характерны короткие части соло между каждым куплетом. Очень хорошо прижился этот жанр в Германии.
хард рок,хэви метал

Обложка сингла Blind Guardian в стиле фэнтези 

 Из спид-метал в конце 80-х  выделилась часть групп, исполняющих более мелодичную, жизнерадостную и приемлемую слушателю музыку с чистым высоким вокалом .Стиль получивший название пауэр-метал, отличался большой скоростью, мелодичностью, виртуозностью соло-гитар. Вокал в таких группах обычно чистый и высокий , а в припеве обычно вступает бэк-вокал. Этот стиль впервые появился на альбомах группHelloween и Running Wild. В конце 90-х группы NightwishRhapsody иKamelot ввели в моду «симфонические» аранжировок песен с использованием клавишных и иногда — живых оркестров. Впоследствии симфонический пауэр-метал очень прижился с появившимся в то же время симфоник-металом.
Пауэр-метал часто касается тем фантастики и мифологии в текстах. Группы в этом жанре выпускают тематические альбомы и даже серии альбомов со сквозными сюжетами («Сага об Алгалорде»Rhapsody),записывают совместные рок-оперы. Средневековая эстетика пауэр-метал групп выглядит более светлой и оптимистичной, включая в себя образы рыцарей, драконов и бардов.
1980—90-е:
Экстремальный метал В конце 80-х, исчерпав традиционные формы игры, многие группы начали прибегать к радикальным. Среди общих тенденций — утяжеление музыки, маргинальность текстов и ввод новых, «брутальных» видов вокала . Эта тенденция получила название «экстремальный метал» 

Дэт-метал
Дэт-ме́тал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, появившийся в США в конце 80-х в творчестве групп Death и Obituare. Дэт является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием экстремально скоростного бласт-бита. Вокалисты чаще всего использует «рычащую» манеру пения, известную как «гроулинг». Тематика дэт-метал радикальна, преобладают тексты о смерти, убийстве. разрушении, насилии. Широко распространено деление на классический дэт-метал, брутальный дэт-метал и техничный дэт-метал. Развитие стиль получил в музыке групп Vader , Morbid Angel. В Европе, особенно в Скандинавии, в 90-е сформировалась сильная дэт-метал сцена и поджанр мелодический дэт-метал. 
От традиционного, «брутального» дэта он отличался большим разнообразием гитарных риффов, частотой и мелодичностью соло-партий, низкой настройкой гитар и иногда - использованием клавишных,. Мелодичный дэт многое впитал от спид-метал и пауэр-метал. Самые известные представители —In Flames,Children of Bodom , Dark TranquillityArch EnemyЖанр по коммерческому успеху сравнялся с традиционными видами метала. Напротив, более брутальное, тяжёлое и бескомпромиссное звучание приобрели группы Cannibal CorpseNapalm Death , Carcass и другие, которые практически отказались от мелодии и любого чистого звука под влиянием таких жанров, как металкор и хардкор-панк. 

Блэк-метал и ответвления
хард рок,хэви метал
Группа Behemoth в «боевой раскраске»

Блэк-ме́тал возник в Скандинавии и Великобритании в конце 80-х .Отличается искажённым, режущим слух «сырым» (raw) звучанием, регулярным использованием «стены звука», что делает его достаточно похожим в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). Особое распространение стиль получил в 90-е в Норвегии и Финляндии.
Блэк-метал
— один из самых идеологизированных подстилей метала. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, оккультизм, язычество. Блэк-металлисты часто выступают в сценическом гриме (т. н.корпспейнт — раскраска трупа) и/или сценических костюмах. Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от тематики. Известные коллективы — поздние Bathory, Ensyferum, Finntroll, Moonsorrow.

Дум-метал
Дум-ме́тал (doom — «рок», «гибель») иногда рассматривается как противоположный быстрым видам экстремального металла, хотя имеет с ними немало сходства. Это медленный, меланхоличный, но достаточно тяжёлый стиль, в котором часто используется рычащий вокал, гроул. Дум зародился и получил свое название в творчестве групп CandlemassParadise Lost и Saint Vitus, хотя отдельные элементы этого будущего направления находят еще у Black Sabbath на их первых альбомах. 
Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, бессмысленость бытия. Кроме того, многие дум-метал группы обращаются к мифам и народной культуре, теме древних цивилизаций и верований. Выделяют несколько разновидностей дум-метал: это стоунер-дум (с влиянием стоунер-рока), фьюнерал-дум (самый медленный и депрессивный вид), сладж-дум (с влиянием хардкора). Особеную популярность получил дэт-дум-метал - дум с влиянием дэт-метал, где обязательно используется гроул. В настоящее время большинство дум-метал групп склонны к этой разновидности. Его известные представители - Anathema, Amorphis, My Dying Bride. В последние годы многие более легкие дум-метал-группы перешли в более мелодичный и массовый жанр готик-метал, произошедший от слияния дум-метал с готик-роком.

Прогрессив-метал
Из соединения прогрессивного рока и различных видов металла к концу 80-х развился прогрессивный металл,яркие представители  Dream Theater, Queensrÿche . Стиль включил в себя комплексные композиции, интересные музыкальные размеры и профессиональную технику игры на музыкальных инструментах. Для погрессив-метала характерны довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В 90-е и 2000-е жанр получил развитие в творчестве AyreonSymphony XOpeth. Дальнейшее развитие прогрессивной музыки породило такие экспериментальные разновидности прогрессива, как авангардный метал и пост-метал, в которых элемент метала является лишь одной из многих составляющих. Такие группы как Ulver и Arcturus, начинавшие как экстремальные метал-группы, впоследствии создали уникальные смеси метала с далекими от метал-музыки жанрами и инструментами.

Готик-метал
Готик-металл появился как ответвление в дум-метале в начале  90-х. Дум-метал группы Paradise Lost и My Dying Bride имеют непосредственное отношение к его появлению. Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и метала, и основан на дэт-дум метале. Брутальный вокал дум-метала как правило сочетается в дуэте с чистым классическим женским , прозванными «красавица и чудовище»,и сопровождающимися медленными, тяжелыми риффами.  В  конце 90-х эту линию развивали группы Lacrimosa, Theatre of Tragedy , My Dying BrideLacuna Coil и другие. Эстетика готик-метала отошла от пост-панковой и стала более аристократической, в духе готических романов и викторианской эпохи.

Симфоник-метал 
В середине 90-х, под влиянием готик-метала, дум-метала и прогрессив-метала сформировался жанр, обьединяющий металл и классическую музыку.
Симфо-метал группы используют женский оперный вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитацию с помощью синтезатора. Нередко симфо-метал группы выступают с целыми оркестрами и множеством вокалистов . Основателем считается группа Therion из Швеции, которая впервые полностью совместила традиционный металл с оркестром и оперным вокалом. Жанр получил особое распространение в Европе, многие группы, игравшие пауэр-метал (NightwishRhapsody), готик-метал (Within TemptationAfter ForeverEpica) начали использовать в своей музыке симфонические и клавишные аранжировки. На стыке с блэк-металом возник симфоник-блэк-метал (Dimmu Borgir   Cradle of FilthGraveworm).

Фолк-метал
  Фолк-метал возник в результате внедрения  народной музыки в  различные стили метала. Впервые подобный эксперимент провели Skyclad в начале 90-х, смешавшие кельтскую музыку с трэш-металом. Также к ранним представителям относят Amorphis, внедривших элементы народной музыки Финляндии в дэт-метал. В середине 90-х в рамках жанра появились такие направления, как восточный метал (Orphaned Land, Melechesh), содержащий элементы арабской музыки, средневековый рок/метал (Subway to Sally, In Extremo, представляющий собой смесь рока и метала с использованием средневековых музыкальных инструментов (также его называют немецким фолк-роком/металом) и кельтский метал (Cruachan, Primordial) на основе блэк-метала.

В начале 2000-х возникает новая волна групп из Финляндии (Finntroll, Korpiklaani, Moonsorrow, Ensiferum), Швеции (Otyg, Vintersorg), Норвегии (Kampfar, Lumsk, Trollfest), стран Прибалтии (Metsatöll, Raud-Ants, Obtest, Skyforger) и России (Alkonost, Аркона, Butterfly Temple).  Необходимо отметить, что викинг-метал возник чуть раньше фолк-метала и возможно имел на него некоторое влияние (впрочем указаний на это в прессе не имеется). 
Примером раннего викинг-метала является работа шведской группы Bathory 1988 года "Blood Fire Death". 
По сути это основанная на блэк-метале, эпичная, насыщенная клавишными музыка, с акцентом в лирике на норвежском язычестве и эпохе викингов. Перекрёстным понятием является языческий метал, поскольку викинг-метал тоже является языческим. Некоторые представители фолк-метала предпочитают употребление этого термина, потому что он определяет их идеологическую направленность в лирике.

1990—2000-е: Альтернативный метал
 Металл оказал влияние на другие жанры тяжелой рок-музыки, в частности альтернативную сцену. В 90-е, особенно в США появляется большое количество стилей, обьединяющих альтернативную музыку и метал. Причастность «альтернативных» групп к металлу часто является спорным вопросом: одни обозреватели считают их разновидностью металла, другие — разновидностью альтернативного рока, только подвергшейся влиянию металла.хард рок ,хэви метал
Korn, прародители альтернативного метала 

Нью-метал
Основной и самый популярный вид альтернативного металла, эти названия часто используются как взаимозаменяемые . Нью-метал (жаргонное Nu-metal — «новый металл», иногда также называется modern-metal) образовался в США в начале 90-х в результате смешивания популярного в то время гранжа, хардкора, металла и впоследствии рэпкора. Тяжелое звучание нью-метал групп сочетается с использованием разного вида вокала, от чистого до скрима и рэпа, и аранжировками с использованием электронных инструментов. В состав нью-метал групп нередко входит ди-джей и несколько вокалистов, владеющих разными стилями пения, от речитатива до чистого вокала; либо от основного вокалиста требуются такие же разносторонние способности.

Нью-метал отказался от упора на мастерство гитариста, характерного для традиционного металла, и гитарные партии здесь обычно просты и ритмичны. Группу Korn считается прародителем поджанра, а развили его Slipknot, Deftones, P.O.D. и др. Среди известных групп более позднего периода — System of a Down, Ill Nino. Linkin Park и Limp Bizkit представляют собой более легкую разновидность нью-метала, сросшуюся с альтернативным роком и рэпкором. Tool сочетают альтернативный метал с прогрессивным. Жанр имел большой коммерческий успех в Америке и за ее пределами. Исполнители нью-метал — среди немногих «тяжелых» групп, чьи видеоклипы регулярно появляются в хит-парадах телеканала MTV. Тексты нью-метала, в отличие, от традиционных видов металла, обычно лишены темы фантастики и ужасов, и посвящены личным переживаниям либо проблемам общества.

Индастриал-метал
1990-е стали временем появления индастриал-метала — смесь метала и индастриала. Для него характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука гитар и искаженного вокала. Такое сочетание появилось впервые в творчестве групп Ministry и KMFDM, а также Роба Зомби. Наиболее известными современными предствителями являются Nine Inch Nails, Rammstein, Oomph!, Marilyn Manson. Исполнители индастриал-метал склонны к эпатажу, вызывающему сценическому имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Так, Rammsteinчасто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, Роб Зомби посвятил свое творчество теме ужасов и смерти.

Жанр хорошо прижился в Германии, где выделяют сцену Neue Deutsche Harte.  Металкор появился в начале 90-х в США как смесь элементов хардкор-панка с такими разновидностями метала, как трэш-метал и дэт-метал и отличается крайне экстремальным звучанием, полным отказом от мелодии, гитарных соло и чистого вокала. В нем преобладают тяжелые, ритмичные композиции с бласт-битами и брутальным вокалом — скрим, гроул. Такие группы, как Converge, Chimaira, Lamb of God и Hatebreed сделали наиболее большой вклад в развитие металкора на ранних этапах. В 2000-е годы особенно популярен жанр стал  с появлением таких групп, как Trivium, Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Underoath и других.  На стыке металкора и дэт-метала в начале 2000-х выделяется дэткор.